Translate into Russian/English

Sunday 3 March 2013

Преодолеть себя. В одиночку и дешево не значит опасно. Качественное путешествие

Плавучие деревни, Камбоджа, Батамбан в Сьем-Рип
Диковинные иностранцы - Камбоджа, Плавучие деревни, Батамбан

Я путешествую много, долго и качественно. Всегда планирую поездки и нахожу интересные места, никогда не хожу туристическими маршрутами и выбираю тропы, где не встретишь других путешественников, и только местные будут кричать тебе приветствия вслед. Найти еще не хоженные места, особенно с Азии не составляет труда. Достаточно просто взять билет в нетуристическом напрвалении, или сесть на местный автобус без кондиционера, направляющийся в населенный пункт с непроизносимым названием. Джунгли, горы, острова полны маленьких деревень, где люди живут тысячу лет, просто выращивая рис на полях.

После двух лет в Азии я видела много. Но не пьяные пляжные дискотеки Патайи или переполненые пляжи Бали. Я видела, как живут люди, как прекрасна и необычна природа, как богат растительный мир, как разнообразна культура даже в одной маленькой стране. Я могу рассказать об удивительных традициях и необычных животных. Я могу поделиться фотографиями жерла действующих вулканов и тысячелетних храмов. Я могу подсказать, где лучшие пляжи в Азии, где лучший массаж в том или ином городе,  самая дешевая гостиница, или как организовать поездку в горы. Общаясь с попутчиками в транспорте или путешественниками в отелях, я сначала щедро делилась информацией, советовала, рассказывала свои впечатления... Куда бы ни направлялись другие, я всегда могла сказать, что я уже была там и начинала забрасывать людей информацией. Они удивлялись, слушали, иногда не могли поверить, что я действительно так много видела и знаю. Я гордилась тем, что могу помочь, посоветовать, что я так много знаю и везде была первой.
Ночной рынок, воскресенье, Камбоджа, Пном-Пень
Общаться с местными... Ночной воскресный рынок
Камбоджа, Пном-Пень
Однажды в автобусе из МуйНе в ХоШиМин я встретила немку, которая совершала трехнедельный новогодний тур по Индостану. Конечно же, она стала делиться своими планами, а я рассказывать про свой опыт. Она робко спросила про пересечения границы, потом про автобус, ответы были у меня наготове. Но в один момент я поняла, что моё всезнание лишает ее элемента приключения и ожидания побывать в тех или иных местах. Рассказывая, как и что работает на границе, я лишаю ее возможности почувствовать себя первопроходцем и получить удовольствие от открытия новых мест, получения может и негативного , и сумасшедшего, но своего опыта. Я как будто показываю ей заранее, что она увидит. А ведь большинство путешественников с запада ищут именно приключений в Азии, едут сюда за элементом неожиданности, жклая сделать для себя маленькие отрытия. Моя попутчица была старше меня дет на десять, но после двуз слов стало ясно, что я видела и путешествовала в разы больше... Разговор вяло перетекал от одной темя к другой, я упомянула и про путешествия по Европе, она про деловые поездки в Африку.
На остановке она спрашивала меня, пробовала ли я эти странные кубики клейкого риса, и правда ли смесь закусок в пакете – традиционая сингапурская... На что я поделилась с ней своими кулинарными экспериментами, которые начались еще в Китае. Уже в конце пути, после долгого молчания, моя попутчица неожиданно сказала: «Тебе нужно съездить в Алжир. Побродить по маленьким улочкам, базарам, под ярким солнцем». Она поделилась, что обожает мозаичные орнаменты и узоры, вязь на глазури, яркий голубой на белом, краски дня и блеск ночи. На что я не подумав спросила – это как в Турции? Моя попутчица осеклась, я поняла, что своими сравнениями подавляю ее желание поделиться своим уникальным опытом и рассказать мне о чем-то, чего я еще не видела...
С тех пор я стала осторожнее рассказывать о своих поездках, по возможности делиться советами только когда меня спрашивают, не забивать голову людям своими впечатлениями и не лишать их возможности открыть для себя новые горизонты и составить свое представление.
Двумя днями позже я встретила поляка, который только начинал свой путешествие по Вьетнаму. Я могла бы целый день рассказывать ему про города и места, которые нужно посетить во Вьетнаме, и как лучше всего передвигаться, и где остановиться... Но услышав, что у него всего 10 дней, и например, только один день в Далате, я не стала разочаровывать его, что на самом деле, в этом городе делать нечего, а лучше всего поехать на рафтинг или каньонинг по окрестным горам. В конце концов, это его путешествие и, может быть, рынок и сад цветов, которые абсолютно не интересны для меня, так как я была на рынках в десятках городов, будут для него хорошим опытом погружения в реальную азиатскую действительность.
Зелень, фрукты, рынок, азия, вьетнам, камбоджа
Оттенки зеленого - рынок во Вьетнаме - wet market
Я попыталась вспомнить мои первые поездки по Вьетнаму. Я ведь тоже бродила по рынку и глазела на продавцов из деревень и диковинные офощи гигантских размеров, и как ловко женщины бьют головой об мостовую извивающуюся и еще живую рыбу, а потом разделывают её для покупателя, и как сворачиваю головы курицам, когда домохозяйки выбрали себе экземпляр. Ведь еще живой товар – самый лучший показатель свежести продаваемого мяса. Я фотографировала краски специй и десяток сортов риса, выставленного на одном прилавке. Все это было интересно для меня, когда я только начала исследовать Азию. Потом я видела десятки таких базаров и они перестали удивлять меня, стали частью моей жизни, я перестала быть туристом, перестала фотографировать и удивляться, просто стала ходить и делать покупки для обеда. Я стала немножко азиаткой, ведь местные не ходят по рынку, чтобы посмотреть диковинные товары, не делают тысячи фотографий. Но я не могу лишать других того опыта, который я получила, открывая Азию для себя. Поэтому я просто послушала про планы моего попутчика. Ответила на вопросы по поводу транспорта и предоставила ему самому получить порцию приключений и удивлений.
Однажды я встретила сингапурца, который рассказывал про посещение его родной траны, давал советы, все его внимательно слушали... Я молчала, но когда подошел мой черед представиться, и я поделилась, что живу в Сингапуре, он сразу стал апеллировать ко мне, как к кому-то, кто может подтвердить его мнение. Мне же не хотелось его обижать и вступать в полемику, объяснять, что шопинг и еда – это не то, что привлекает меня, поэтому эти возможности Сингапура никак мной не оцениваются.
Плантации, дорога к вулкану Бромо, Индонезия
Идиллические плантации для нас - место работы для местных
Серпантин к вулкану Бромо, Индонезия
С другой стороны, пеерсекшись в одном из автобусов во Вьетнаме с бизнесменом тайваньцем, я с открытым ртом слушала его рассказы о горной части его родного острова. Он даже нашел в интернете фотографии скал и обрывов, видов на океан и чайных плантаций. Начав с того, что я провела в Тайване две недели в бизнес-городах, на побережье и в национальных парках, чем аболютно обескуражила своего попутчика, я закончила наш разговор заверениями в том, что обязательно вернусь на Тайвань еще раз, чтоб увидеть все то, чем поделился со мной мой попутчик. Про себя же я думала, как много всего интересного таит в себе всего один остров в 300 км длиной, и что я видела всего малую часть его, да и то, однобоко.
Но это разговоры  иностранцами-такими же петешественниками, как и я, а вот с местными – дело совсем другое. Чаще всего, они не так богаты, раз едут общественным транспортом, и оказывается, что я побывала в их родной стране везде, тогда как они, могут только мечтать о горах пляжах или отдыхе н побережьях. Да мои рассказы и восторги их страной вызывают у них гордость, но мне всегда грустно думать, что у них нет возможности увидеть и вохититься красотами своей страны. С другой стороны, родившись в горах они так привыкли к видам плантаций с детства, что у них нет никакого желания фотографировать ландшафт, однако будучи простыми людьми, они даже не задумываются о том, что никогда не видели моры, которое находится всегов двустах километрах от них. У них просто нет жажды открытий, но есть насущная потребность прокормить своих детей каждый день. Но это уже другая история...
Другая тема – на которую мне всегда приходится защищать свою позицию соло  - безопасноть. Я довольно опытный путешественник, чтобы не ходить одной по ночам в темных переулках. Я встаю в 6 утра и всегда плотно и неспеша завтракаю, зато в 7 я уже готова к открытию музеев и началу путешествия. С утра – самое лучшее время, не только потому что все туристы еще в постелях, но и потому что еще не так жарко под тропическим солнцем. Целый день я шагаю пешком без устали, стараясь увидеть и вобрать в себя как можно больше впечатлений. Но вечером я стараюсь быть в гостинице около шести, с наступлением темноты, так как смотреть на неосвещенных улицах особо нечего, да и архитектурных достопримечательности, музеи и другие места уже закрыты после пяти. Так что в 8 вечера я уже так устала после дня пешком и насыщенного новыми впечатлениями, что я просто валюсь с ног и засыпаю, не обращая внимание на то что вокруг бродят соседи по хостелу, свет включен и кто-то говорит с другой страной по скайпу.
рынок, камбоджа, хлеб, бананы
Лучщий завтрак с утра, свежий багет - Камбоджа, рынок
Те же, кто обычно не знают моего стиля и привычек всегда первым делом, услышав, что девушка путешествует одна по Азии, начинают говорить о том, что быть одной на улицах опасно, что в клубах можно выпить лишнего или встретить проходимцев. Они и понятия не имеют, что я не езжу в Бангкок, и вообще, когда я путешествую, никогда не пью и даже не имею идеи пойти в бар... Я всегда делаю подробный поиск мест, которые можно и нужно посетить, но клубы никогда не попадают в мой лист адресов... Объяснять все это случайным попутчикам и каждому новому человеку который удивляется моим путешествиям – просто нет смысла. В конце концов, не каждый может меня понять, так как я путешествую не для того, чтобы напиться как никогда в жизни или танцевать всю ночь напролет, или напробоваться новых коктелей, как многие, кто считает, что вырвался из привычной среды и окружения, а  значит, можно делать все, что хочешь и никто не будет тебя осуждать. Нет, клубное сумасшествие и ушар вечеринки  можно получить в любом городе, в любом клубе, в любой день, и будучи в клубе ты чаще всего не способен определить, в каком городе и стране находишься – темно, вспышки света, даже не поговорить, так как музыка гремит, да и окон нет, чтобы понять, какое время суто. И для этого не нужно ехать в дургую страну, и не нужно особого повода... Это можно получить каждый день и без путешествий... А вот увидеть одно из чудес света, посетить действующий более двух тысяч лет храм. Для этого стоит путешествовать и вставать  с рассветом.
В одной из поездок я пересеклась с парой из Малайзии – они были из Джохор Бару – города – пограничного с Сингапуром. Первое, что они сделали – это предупредили меня, что в ХоШиМине недавно обокрали туристов. Моей вежливости хватило на то, чтобы просто выслушать их предупреждение и поблагодарить за заботу.  Про себя же я думала, что кражи случаются каждый день, в любом городе, да и жертвами становятся не только туристы, но и свои же – местные. Дальше – больше. Мне сказали, что таксисты иногда катают туристов кругами, чтобы получить побольше денег за поездку. На что мне хотелось ответить, что я всегда примерно знаю маршрут и заранее проверяю, сколько времени должна занять поездка из аэропорта, и сколько она стоит, и даже, какая компания наиболее честная, какие другие трюки используются в этом конкретном городе, и так далее... Но больше всего мне хотелось сказать, что вообще-то я никогда не беру такси, а езжу на общественном транспорте, с местными, что я достаточно была в городе, чтобы договориться с местным мотоциклистом подбросить меня до города практически за бесценок...
Рай, бунгало в Камбодже, Заячий остров
Бунгало на берегу моря - почти необитаемый остров - Камбоджа
Мало кто поймет мой стиль. Люди по большей части рассматривают путешествия как возможность почувствовать себя богатыми, получить удовольствие от роскоши, на которую у них нет денег каждый день. Все любят брать такси, когда путешествуют, но экономят и используют местный траспорт в родном городе. Все любят ковры отелей и душистое мыло мраморных ванных, роскошь номеров с зеркалами на потолке и видами из окон на море и пляж. Завтраки все включено с выбором свежевыжатых соков из пяти сортов фруктов. Я же путешествую, чтобы увидеть чтото новое, поэтому мне не важно, в каких условиях я сплю и чищу зубы для меня важно, что заплатив за ночь в отеле 5 долларов вместо 50, я могу за пару ночей сэкономить на еще одну поездку на длинные выходные в следубщем месяце. Та же пара из Джохор Бару завидовала мне, что я могу без пограничныых проблем проводить выходные на Сентозе и ходить в Universal Studios каждый раз. Им и в голову не могло прийти, что Парк развлечений на Сентозе – все эти магазины, кафе и рестораны, которые так привлекательно собраны на одном острове для  удобства выходных посещений, совсем мне не инетерсны и не представляют особой ценности только потому, что находятся в парке развлечений под одной крышей.
Поскольку цeль моих путешествий так сильно отличается от тех, что имеет большинство людей, я просто вынуждена была привыкнуть путешествовать одна, быть сама по себе, планировать, идти, исследовать, теряться и находить.  Через какое-то время я поняла, что мне даже некомфортно думать о том, что надо быть с кем-то, подстраиваться, ждать, фотографировать, обсуждать, выбирать ресторан, блюдо, составлять расписания и делиться впечатлениями.  Я настолько привыкла путешествовать одна, что даже свои впечатления стала записывать по ходу. В сущности, с этого и начались мои заметки, обзоры, статьи, постепенно захотелось публиковать все это он-лайн чтобы поделиться хоть частичкой того, что я видела с близкими.
Для большиснтва же людей вокруг, особенно азиатов, мысль о путешествии в одиночку вызывает непомерный ужас и приводит к отказу от поездок вообще ввиду того, найти партнеров, подстроиться под отпуска друзей и вытащить жену куда-либо, кроме шопинга просто невозможно. Да, им страшно отправиться в неизвестное место в одиночку, но не менее страшно и странно слушать и том, что девушка ездит куда-то одна и, по большей части, в такие места, куда им и в голову не придет взять билет. Вулканы и национальные парки, маленькие городки в горах и местные рынки. Слушать мои рассказы и ужасаться все могут бесконечно. Но большинству людей требуетсяя время осознать, что то, что для них край опасности – для кого-то просто приключение. У каждого свой порог страха перед неизвестностью. И если кто-то не отважится путешествовать в одиночку в малотуристическом районе, то это не значит, что никто другой туда не поедет. Всегда будут первопроходцы и пионеры, которые не идет проторенными тропами, а  открывают Америки и новые редкие виды животных находят исторические руины и запечетлевают неимоверные ландшафты. На этом держится мир, на этом движется мир.
Путешествия – это не просто транспорт и отели. Это новые впечатления и расширение кругозора. Это новый взгляд на мир и на себя, в том числе открытие в себе новых способностей – регать для себя, двигаться вперед, преодолевать свои страхи... и путешествовать в одиночку.
Остальные фото моих путешествий по Азии можно посмотреть здесь